Организация различных вечеров и гуляний.
Сувениры, гостинцы и памятные подарки.
С помощью Иван-чая мы создаем атмосферу понимания и восторга.
Иван-чай

   Александр Федорович Грачев возглавляет ООО "Роса Иван-чай". Дело, которое, как он считает, является по настоящему делом жизни, возникло совершенно неожиданно, и в то же время обычно: однажды он увидел среди всяких дорогих сердцу прабабушки безделушек деревянную коробочку с надписью: "Иван-чай - чай для простого народа". Было это давно, когда Александру исполнилось всего двенадцать лет, а его прабабушке - сто восемь. Видно, судьбе так угодно было, чтобы осталась в памяти эта надпись, и потом, когда пришло время заняться настоящим делом, - а перепробовано к тому времени было уже немало, - всплыла из глубин памяти подсказка. Вот на этом стоит задержаться.

   Иван-чай или кипрей был для Саши, да и не только для него, но и многих других деревенских мальчишек, цветком детства. Вырос он на пасеке и не один раз видел, как труженицы-пчелы дружно летели к карминно-красным зарослям цветущего кипрея и возвращались в ульи, нагруженные сладким нектаром. Мед из кипрея был превосходный, мало какой мог сравниться с ним по целебным свойствам. Но, кроме того, что кипрей давал пчелам нектар, цветы его сушили, смешивали с другими травами, и получался такой напиток, который и сил прибавлял, и лечил. Но, может быть, детские впечатления так бы и остались невостребованными, если бы не любовь к чтению, причем несколько необычная: любил Александр почитывать то, что лежало далеко от глаз рядовых посетителей библиотек на так называемом "спецхранении". Как ему удавалось проникать в "спецхран" - это разговор отдельный, к нашей теме отношение если и имеющий, то лишь косвенное...

   Среди прочитанного совершенно неожиданно обнаруживал Саша напоминания о цветке детства. Оказывается, серьезные события имели место во времена оные, и связаны были эти события с украшением российских пустырей и полян Иван-чаем. В начале двадцатого века монополистом на чайном рынке была Ост-индская компания из Англии. Англичане, пожалуй, одна из самых "чае-пьющих" наций, причем нация с наиболее консервативными традициями как в смысле потребления определенных сортов чая, так и во многом другом. Ост-индская компания обеспечивала нацию самыми разнообразными сортами любимого напитка, когда вдруг совершенно неожиданно появился конкурент из России.

   Десятками тысяч пудов из Санкт-Петербурга стал поступать совсем необычный для англичан продукт: "Иван-чай". Его производство было организовано по лицензии, выданной петербургским губернатором. В Копорье (это - бывшая Петербургская губерния) и близлежащих деревнях крестьяне собирали, сушили и ферментировали кипрей, после чего возами отправляли его в порт, и морем русский чай шел в Альбион (за морем этот чай потому и был известен и любим как "Копорский чай"). Кстати сказать, напиток, приготовленный из сушеных соцветий кипрея, упоминается в русских летописях-хрониках 12 века. Пили его строители Москвы и "зело добрым" называли сей чай. Англичанам русский чай тоже пришелся по вкусу, но не по вкусу пришелся он Ост-индской компании. Развернулась настоящая борьба, в которой победу одержал противник.

   В годы первой мировой войны еще можно было встретить чай из кипрея. Потом заполыхал пожар октябрьского переворота, и заработала мясорубка гражданской войны - тут уж стало не до производства отечественного чая. После Второй мировой войны в СССР делались попытки возродить производство целебного напитка, но очень скоро все это дело заглохло. Одним словом, хотя и осталось в народе за кипреем название Иван-чай, но это было скорее напоминание о делах давно минувших дней. Только немногие старики сохранили секреты приготовления некогда знаменитого напитка, и казалось, что вот-вот канет в лету еще одна русская традиция...

   Когда Александру Федоровичу стало окончательно ясно, что возрождение производства русского чая из кипрея - дело стоящее, то начало было положено организацией небольшого производства в нескольких уголках России. Таким образом, сохранились, как считает Александр, связь времен и преемственность традиций. Производство пока, правда, ведется, по словам Грачева, "на колене", но все-таки начало положено.

   Иван-чай - растение, любящее свободу. Растет он на гарях, пустошах, полянах, где много света и солнца. Он восстанавливает почву, там, где прошел пожар, первым появляется среди растений на месте разрушенных, сожженных деревень. Его мощные корни рекультивируют землю, давая возможность жить другим растениям. Кипрей - первопроходец.

   Может еще и поэтому, приглянулся он Александру, человеку по натуре неуемному, непоседе. Наверное, несколько странно сравнивать характер человека и особенности существования растения, но, если учитывать, что человек - часть природы, часть живого ее мира, то такие аналогии уместны. Казалось бы, зачем было Грачеву затевать всю эту канитель с Иван-чаем? Намного прибыльнее и проще купля - продажа, чем большинство нынешних предпринимателей занимаются.

   Но если присмотреться к биографии Александра Федоровича, то станет ясно, что не только детские воспоминания о прабабушкиной коробочке побудили его заняться делом не совсем обычным в ряду сегодняшней предпринимательской деятельности.

   Все его образование - это самообразование. Как сам Саша говорит: "Я по специальности - никто". Среднюю школу закончил еле-еле с отвращением. То ли школа ему не приглянулась, то ли он ей, но до самого десятого класса их взаимоотношения так и не наладились. За время учебы дважды убегал из дома, удостоился даже всесоюзного розыска. Это был своеобразный бунт, который потом и приведет Александра Грачева к постоянному поиску собственного пути, собственных решений.

   Жажда нестандартного познания мира заставляла бунтовать против мертвечины школьных программ с их бутафорскими героями и жизненными схемами, предписывающими "истинный" путь советского человека. Позднее эта жажда заставила заняться образованием по собственным планам и программам. Одной половиной этого образования стало чтение книг, второй - почти тридцатилетний опыт хождения по полям, горам и весям за травами. "Вот тогда-то я и стал «махровым иванчаистом», - сказал мне Грачев". Сотрудники Института лекарственных растений, с которыми я ходил в экспедиции, очень трепетно относились к этому растению. Была даже защищена кандидатская диссертация по введению Иван-чая в культуру.

   Товарищество с названием "Роса" появилось в 1992 году. Грачеву поверили специалисты, в том числе и сотрудники такого солидного учреждения как Институт специальных пищевых технологии. По словам Александра, пять сотрудников этого института, изъявили желание поработать для ТОО "Роса", в их числе даже один доктор наук. К настоящему моменту ими разработаны несколько технологии для производства целебного напитка. Кстати сказать, вторым, после Александра Грачева, соучредителем "Росы" стал доктор исторических наук Владимир Вячеславович Малявин человек энциклопедически образованный, профессор нескольких крупных университетов мира.

   Наряду с организацией производства напитка из кипрея, у Александра Федоровича возникла идея создания Домов русского чая, которые должны стать, по его замыслу, центрами объединения нации и возрождения ее духа. Подобную цель преследовали и достигли, как считает не без основания Александр, японцы своими веками, отработанными чайными церемониями.

   После второй мировой войны, когда эта азиатская страна подверглась не только чисто военному поражению, но и была деморализована последствиями ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, чайные домики были частью глобальной психотерапевтической системы восстановления духа нации через объединяющую традицию чайных, церемоний, уходящих глубокими корнями в почву японской культуры.

   Александр Грачев не сомневается, что и у России есть традиции, позволяющие не только начать движение в предлагаемом им направлении, но и дойти по этому пути до результатов, сходных с японскими, и даже - гораздо шире и богаче. Ну, а поскольку "если назвался груздем, то полезай в кузов", - говорит Александр Федорович, - то мне сейчас кроме налаживания и расширения производства приходится заниматься и организацией задуманных Домов русского чая.

   Он еще долго рассказывал про всякие чудесные свойства Иван-чая, а потом спохватился и попросил подогреть воду в чайнике: "Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать!" Из заветного уголка принесенной с собой сумки достал желтую коробочку с фирменной маркой ТОО "Роса" и заварил тот самый Копорский чай. Через полчаса комната наполнилась медовым запахом цветущей поляны, и показалось, что мы сидим не в нашей редакции на Петровке... Напиток действительно получился великолепный, свидетельствую со знанием дела, поскольку испил не одну чашку. Подумалось: дай Бог, чтобы "пашня",- которую возделывает Александр Грачев, дала хорошие всходы, чтобы стало на земле еще одним добрым делом больше!
 

журнал «Посев» №5 сентябрь-октябрь 1995 А. ПЛАВСКИЙ
Copyright © 2006 «Роса Иван-Чай»